Публикации Написать письмо
Последние публикации

Под углом 40%

0
22.04.2017

маленькая, но ТАЙНА

Автор: Андрей Кумаков
     Хочу напомнить сосаетникам, каким любимцем у советских зрителей был Марчелло Мастроянни. Начинал он как любитель в университетском театре в Риме. Там-то его и открыл знаменитый режиссер Лукино Висконти. А помните фильмы Витторио де Сика "Брак по-итальянски", "Они шли на Восток", советско-итальянский "Подсолнухи" и последнюю картину с участием великого актера – "Дама с собачкой", в которой он произносит всего лишь одно слово по-русски "Собачка... собачка". Во всех этих и десятках других фильмов он играл блестяще и самозабвенно как стопроцентный итальянец.
     Оказывается – нет, не стопроцентный. На склоне лет он узнал семейную тайну. Мама никогда не рассказывала Марчелло о своем происхождении, хотя сын частенько об этом спрашивал. А теперь хочу огорошить всех новостью: мама его была еврейкой, родилась она в 1898 году не где-нибудь в Западной Европе, а в Минске, и звали ее Идой. Между прочим, дедушка Моисей и бабушка Малка по фамилии были Идельсон и вместе с дочкой Идой жили в Минске до 1906 года, а потом уехали в Германию. Оттуда Ида Идельсон перебралась в Италию и вышла замуж за Мастроянни-папу. В сентябре 1923 года у них родился сын, которого нарекли итальянским именем Марчелло.
     Всю жизнь Ида хранила секрет своего еврейского происхождения. При Муссолини и в годы войны она тем более берегла тайну. Но перед смертью раскрыла ее сестре мужа, родной тетушке Марчелло.
     Обо всем этом я узнал из книги итальянского писателя Э.Бояджи "Марчелло Мастроянни", которая в прошлом году вышла на русском языке в московском издательстве "Панорама".


Возврат к списку


Александр Чистович 22.04.2017 21:32:05

Так по роже видно, едрёна корень.

Sanya-Kasanya 22.04.2017 21:35:35

И вааще. У меня даже кондуит имеется. Я его с раннего пешеходного отрочества храню. Как святую реликвию. Особенно в Нашу Пасхальную Неделю.
Поэтому могу добавить.
Как стало известно после беседы с дочерью мистера Трампа, множество голливудских звезд имеют русские корни. Казалось бы, кто может предположить, что Сильвестр Сталлоне и Харрисон Форд, Натали Портман и Вайнона Райдер, Леонардо Ди Каприо и lСтивен Спилберг — русского происхождения? И, тем не менее, это так.



Рисунок

Сильвестр Сталлоне родился в Нью-Йорке. Его отец, парикмахер Фрэнк Сталлоне, приехал в Штаты из Сицилии, а мать — астролог Джеклин Сталлоне-Лейбофиш родилась в Одессе, в еврейской семье.



Рисунок

Николь Шерзингер, вокалистка Pussycat dolls, русская на четвертинку. Ее отец — филиппинец, а мать — наполовину гавайка, наполовину русская. У коллеги Николь по группе, Джессики Сатта, также отчасти русское происхождение: по папе она имеет русские, польские и еврейские корни, а ее мама— ирландка.


Рисунок


Харрисон Форд наполовину ирландец, наполовину еврей из России. Его мать Дороти родилась уже в Америке, а вот ее большая еврейская семья приехала в Нью-Йорк в 1907 году из Минска. Настоящее имя Дороти Форд — Дора Нидельман. Еще в юности из чувства протеста девочка поменяла имя: ее раздражали еврейские традиции их семьи. Ее родители, соответственно бабушка и дедушка знаменитого актера, Анна Лифшуц и Гарри Нидельман — оба евреи из Минска — встретились уже в США. Гарри удалось устроиться на работу водителем трамвая в Бруклине, и вскоре молодые люди поженились. Харрисона Форда назвали именно в честь деда Гарри. Отвечая на вопрос о своих русско-еврейско-ирландских корнях, Харрисон Форд говорит: «Как человек я скорее ирландец. Как актер — я еврей».


Рисунок


Бабушку Леонардо Ди Каприо зовут Елизавета Смирнова.

А у Стивена Спилберга оба дедушки — евреи с Украины, а мама даже неплохо говорит по-русски.


Рисунок


Натали Портман родилась в Иерусалиме, а вот родители переехали в столицу Израиля из Кишинева. Когда Натали исполнилось три года, семья переехала в США: сначала в Вашингтон, затем в Коннектикут, а потом в Нью-Йорк.


Рисунок


Мила Йовович, знаменитая модель и звезда фильма «Пятый элемент», родилась в Киеве. Ее мать, Галина Логинова, была актрисой, а отец — доктором-педиатром из Югославии. Первые пять лет своей жизни Мила провела в Советском Союзе, а в 1980 году семья эмигрировала в город Сакраменто, США. Правда, говорит Мила по-русски неважно.



Рисунок

Голливудские актеры Майкл Дуглас и его отец Кирк тоже имеют русские корни. Настоящее имя Кирка — Иссур Даниелович-Демский. Его отец, соответственно дед Майкла, Хершел Даниелович, уехал из России, чтобы избежать службы в армии и участия в русско-японской войне. В чужой стране Даниеловичи решили американизироваться и поменяли имена: Хершел стал Харри, а Брина — Бертой. Сестры Кирка также «переименовались»: Пеша в Бетти, Тамара в Марион, Хаска в Иду, Зифра во Фритци, а Рейчел в Рут. Брат Калех выбрал себе имя Кэй. Иссуру родители дали имя Изадор, которое будущий Кирк Дуглас возненавидел. Свою фамилию Даниеловичи сменили на Демских.



Исполнитель роли Эркюля Пуаро, Питер Устинов, родился в Лондоне в 1921 году в семье выходцев из России. Его первое выступление на сцене состоялось в 17-летнем возрасте. После этого Устинов стал широко известен в Великобритании и в мире своими режиссерскими и актерскими работами в кино, театре и на телевидении. В 1961 году он был удостоен «Оскара» за роль в фильме «Спартак».



Молодой актер Антон Ельчин считается восходящей звездой Голливуда. Он снялся в таких фильмах, как «Альфа Дог» (2006), «Проделки в колледже» (2007) и «Терминатор 4» (2009). Антон родился в Санкт-Петербурге, а, когда ему было полгода, родители Антона, профессиональные фигуристы, перебрались в Лос-Анджелес: «Россию я не помню, — объяснил он мне. — Но люблю, как и своих родных, которые у меня там остались».



Вайнона Райдер — урожденная Вайнона Лаура Хоровитц. Но Хоровитц — не настоящая фамилия актрисы. По-настоящему ее звали бы Вайнона Томчина. Семья ее отца Майкла сбежала из России, а эмиграционные службы США каким-то образом перепутали их фамилию с фамилией других эмигрантов. Получилось, что из России они уехали Томчиными, а в Америку въехали Хоровитцами. 100-летняя бабушка Вайноны до сих пор жива и продолжает рассказывать актрисе о ее русских корнях.



Мама Дэвида Духовны, Маргарет, родилась в шотландской семье, а отец, Амрам Духовный, — сын русских евреев, эмигрировавших в Нью-Йорк. По-русски Дэвид не говорит, но зато в совершенстве владеет ивритом. Тем не менее Дэвид очень любит русскую литературу, особенно Достоевского. «Просто его очень легко понять», — объясняет Духовны.



Мать Шона Пенна из ирландской семьи, а отец — еврей русско-литовских кровей. Фамилия родителей отца Шона, Лео Пена, была Пинон, но после эмиграции в США они ее англизировали. В 1950-х годах имя Лео Пенна — актера и телережиссера, снявшего среди прочего несколько серий сериалов «Звездный путь» и «Коломбо», — попало в «черный» список комиссии по расследованию антиамериканской деятельности из-за подозрений в шпионаже в пользу Советского Союза. Но его вина так и не была доказана.



Немного известно о русских предках лидера группы Aerosmith Стивена Тайлера и, соответственно, его дочери, знаменитой актрисы Лив Тайлер. Мать певца зовут Сюзан Бланча. Она родилась в 1925 году в русско-индейской семье. Кто именно (бабушка или дедушка Стивена) были родом из России, неизвестно.

СВЕТЛАНА 22.04.2017 21:40:23

Римма Федоровна Казакова как-то в 90-х годах в центральной прессе подчеркнула и указала, что уезжавшие еврейцы-красноармейцы оставили "памятники духа и труда" и уезжали не из-за колбаски и прочего провианта в виде добропорядочной кошерной хавки , а из-за дискриминации и
антисемитизма. Привожу её коротенькое стихо творение:
Уезжают русские евреи,
покидают отчий небосвод.
И кому-то, видно, душу греет
апокалиптический исход…

Расстаются невозвратно с нами,
с той землей, где их любовь и пот.
Были узы, а теперь узлами
словно склад, забит аэропорт.

Что сказать, что к этому добавить?
Чья это победа, чья беда?
Что от них нам остается? Память?
Памятники духа и труда.

Уезжают… Не пустить могли ли?
Дождь над Переделкиным дрожит.
А на указателе «К могиле
Пастернака» выведено - "жид"...

Александр Чистович 22.04.2017 21:44:36

А вот что по этому поводу думают товарищи литовцы.
Могу привести цитату из мемуаров командира 2-й роты 502-го танкового батальона вермахта О. Кариуса «Тигры» в грязи»: «Нас повсюду восторженно встречало население Литвы. Здешние жители видели в нас освободителей. Мы были шокированы тем, что перед нашим прибытием повсюду были разорены и разгромлены еврейские лавочки. Мы думали, что такое было возможным только во время «хрустальной ночи» в Германии. Это нас возмутило, и мы осудили ярость толпы. Но у нас не было времени долго размышлять об этом. Наступление продолжалось беспрерывно».
Авраам Шмулевич: Что вы можете сказать об отношении литовцев к евреям?
Между уходом советских войск и приходом немцев прошло несколько дней. Когда Советы ушли, литовцы первым делом вошли в еврейский квартал Каунаса - Слободку. Сейчас они рассказывают, что их ненависть к евреям была спровоцирована участием евреев в компартии, в сталинских репрессиях и т.д. Мне они могут не рассказывать эти сказки. В Слободке их интересовало лишь два места - еврейский сиротский дом и знаменитая ешива (религиозная духовная академия) «Слободка».
Детдомовских детей они просто заперли в помещении и сожгли живьем. А ешиботников (учащихся ешивы) собрали в большом гараже. Тогда машины чистили сжатым воздухом. Они вставляли в рот еврею этот шланг, включали воздух, и кишки вылетали через задницу.
Толпы литовцев - женщины, дети, словом, весь город - дружно аплодировали. Так, одного за другим, они убили всех учащихся ешивы - кроме тех, кто смог спрятаться.
На следующий день в гетто Слободка организовалась первая подпольная группа сопротивления, в которую входил мой отец. Там были все, представители всех движений и партий - сионисты-социалисты, сионисты-ревизионисты Жаботинского, религиозные сионисты, анархисты, хасиды, миснагеды и просто евреи. Они решили, что реальную помощь в борьбе с немцами им может оказать только Сталин. Поэтому главенствующая роль в движении должна принадлежать коммунистам, и все это подполье будет считаться коммунистическим. Отца моего снова приняли в компартию «невзирая на идеологические разногласия». И подполье стало действовать.
Первым, кого они убили, был еврей - глава полиции юденрата (юденрат - назначенный немцами орган управления гетто). До войны он был убежденным сионистом-ревизионистом (так именовались сторонники Зеева Жаботинского), а потом одним из первых побежал служить немцам. С ним предварительно поговорили, но он сказал: «Ребята, мне плевать на вас и на остальных, я хочу жить, и сделаю для этого все». С ним пытались говорить еще раз и после этого застрелили.
В отличие от подполья варшавского гетто, подполье каунасского гетто считало, что никого нельзя привлекать к борьбе насильно. Большую часть населения гетто составляли женщины, старики, дети. И если кто-то надеется спастись, просто сидя тихо и уповая на милость Бога, таких людей нельзя подвергать риску вооруженного восстания. Пусть делают что хотят. Спастись, однако, не удалось почти никому. Практически все оставшиеся были зверски убиты немцами и литовцами. (Впрочем, и в тех гетто, где подполье организовало всеобщее восстание, большая часть евреев все равно была уничтожена немцами и их пособниками из числа местного населения - силы были слишком не равны). В 1939 г. еврейское население Ковно составляло 40 000 человек, то есть примерно 25% от общего числа жителей города. Всего же в годы Катастрофы в Литве было уничтожено 95-96% довоенного еврейского населения республики. Столько евреев не было уничтожено ни в одной из оккупированных республик бывшего СССР, а также ни в одном из европейских государств.
Итак, в отличие от некоторых других гетто, в Каунасе решили, что те, кто хочет сражаться, должны уйти в лес и воевать с немцами в качестве партизан.
Первой ушла на разведку группа из пяти человек. Путь из гетто в лес проходил через литовскую деревню. Литовцы сейчас любят рассказывать о мирных сельских жителях, что подвергались репрессиям и со стороны немцев, и со стороны партизан, а потом были высланы. На самом деле сельское литовское население не просто сотрудничало с немцами. Немецкое командование раздавало литовцам оружие, и из них формировались территориальные отряды СД.
То же самое было и в других прибалтийских странах. Несколько лет назад внимание общественности привлек проходивший в Латвии процесс партизана Кононова, которого обвиняли в уничтожении нескольких сельских жителей, бойцов СД, которых латвийские власти представляли как мирных жителей. Движение «Беад Арцейну» даже устраивало в Тель-Авиве демонстрацию перед латвийским посольством, поскольку этот процесс явился началом официальной реабилитации местных карателей в Прибалтике.
Первая группа евреев, вышедших из гетто, ничего не знала про СД, наткнулась на этих «мирных сельских жителей», которые напали на них. Командира группы - он был ешиботником из Слободки - живьем закопали в землю. Остальных передали немцам, и те отправили их в лагерь уничтожения «Девятый форт». Тогда подполье поняло, что небольшими группами действовать нельзя. Следующим из гетто ушел на прорыв отряд в 50 человек, в котором был и мой отец.
Они захватили это село - это была единственная дорога на волю - и всех мужчин, кто не был убит во время боя, расстреляли, остальное население собрали в сарае, облили бензином и подожгли.
Больше выходу евреев из гетто никто не препятствовал.
Прожив в лесу некоторое время, они образовали еврейский партизанский отряд. А поскольку командование осуществляла советская армия, то этот отряд влился в большой русский партизанский отряд.
И как складывались отношения?
С русскими ведь как - сначала они пытаются на тебя наехать, но если получают сдачи, то начинают уважать. У одного еврея в отряде была шуба, которую он снял с убитого немецкого офицера. Шуба в лесу - большая ценность, и один из командиров сказал: «Отдай мне ее или продай, обменяй». Еврей ответил: «Сам убей немца и сними с него».
Вскоре группа, куда входил этот еврей, отправилась на задание. Первым делом партизаны пошли не к немцам, а к девочкам в ближайшую деревню. Девочки эти были патриотками - немцам они не давали, только партизанам. Они уже ждали, поставили на стол водку, закуску, сало, а еврея этот командир поставил на часах. Он не выдержал и сунулся в избу в разгар веселья:
- Ребята, имейте совесть!
- Ты нарушил приказ, оставил пост - и они его застрелили, шубу командир забрал себе.
А вернувшись, сказали:
- Расстрелян за трусость.
Тогда несколько евреев отправились в деревню, к тем самым девочкам, положили на стол шмайсер и сказали:
- Милые девушки, расскажите, как было дело. А если вы что-то забудете, гляньте на стол.
Те рассказали все без утайки.
Вернувшись в отряд, евреи попросились на задание вместе с группой русских, что убили того бойца, и перестреляли их всех. Вернулись и доложили:
- Пали смертью героев в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками!
Все поняли, что произошло. После этого их зауважали, и больше наездов на евреев не было.
Немецкая армия была хорошей армией, но воевать в лесу они не умели. Что такое дерево, что такое овраг и как с ними обращаться - они не знали. Однако потом у них появились гуцулы с Карпат, и те уже были серьезными противниками. Однажды гуцулы чуть не обнаружили партизанскую базу, но разведчиков все же уничтожили на подходах к ней. Но вскоре для партизан наступили плохие времена. Немцы сформировали команду «охотников» - отряд из профессиональных охотников, лесников, егерей. Там были, кроме немцев, и русские, украинцы, поляки.
Им удалось обнаружить партизанскую базу. Отряд с трудом оторвался от преследования и уходил непрерывно трое суток. Бодрствовала только первая и последняя шеренга, те, кто шли в середине, спали на ходу.
Много чего еще было в той войне...
Но отец мой выжил.
Когда мне было 16 лет, отец подарил мне часы. Это было в начале 60-х годов, часы тогда были ценной вещью. Он вручил мне часы и сказал:
- Эти часы я снял с немецкого офицера, которого задушил собственными руками.

Ближайшими друзьями отца, благословенна его память, до самого нашего отъезда были бывшие партизаны, его соратники.
Как только это стало возможным, мы уехали в Израиль. Массово выпускать евреев из Советского Союза стали в начале 70-х, после «самолетного дела». Хотя некоторым удавалось выехать и ранее.
Одни из них - семья моего друга Лейбки Его отец Песах во Вторую мировую войну служил в литовской дивизии Красной Армии. Литовской она только называлась, а приказы отдавались на идиш. Однажды ему пришлось вытащить с поля боя раненого. Когда тот очнулся, оказалось, что он один из немногих настоящих литовцев, служивших в литовской дивизии. Спасенный был очень благодарен ему и сказал:
«Если тебе, Песах, что-нибудь понадобится, найди меня. Я все для тебя сделаю».
Он начал подавать просьбы о выезде уже в 60-е годы, но получал отказ за отказом. При очередном отказе его взгляд пробежал по стене ОВИРА и... он увидел портрет спасенного им литовца.
- Кто это? - спросил он.
- Вы что, не знаете, - удивилась чиновница, - это же Первый секретарь коммунистической партии Литвы товарищ Снечкус.
Следующим утром он уже был в приемной у Снечкуса. Офицер КГБ, стоящий на страже, услышав, к кому он, спросил:
- Ты что, с ума сошел?
- А вы скажите по вертушке, что Песах Шохенас, который вытащил его из-под огня, хочет его видеть.
Встретившись, они обнялись.
- Ты помнишь, - спросил его Песах, - что ты мне обещал?
- Конечно же, - ответил Снечкус.
- Так вот, - сказал ему Песах, - я хочу уехать в Израиль.
- Нет проблем. Месяц на сборы хватит?
И через месяц он с семьей уехал.
Вы как коренной житель Прибалтики можете сказать, чем отличаются литовцы от эстонцев и латышей?
В отношении к евреям во время войны они мало, чем отличались, а вообще это совершенно разные народы. Литовцы относятся к латышам и эстонцам с презрением, считая их бывшими рабами. Это так и есть - они были крепостными немецких баронов. Литовцы же создали мощное государство, границы которого проходили одно время около Москвы - под Можайском. В литовском школьном учебнике рассказано, как великий князь Витаутас собирал дань с Москвы и, когда он выходил из Кремля, вытащил свой меч и ударил по кремлевским воротам, дабы след литовского меча навечно остался в Московии.
Великий литовский писатель, выразитель национального духа - Адам Мицкевич. Писал он, правда, по-польски, поэтому поляки считают его своим национальным писателем.
Самое забавное, что Мицкевич был чистокровным евреем и помнил о своем еврейском происхождении. Родители его были франкистами, сторонниками Якова Франка, лжемессии, последователя другого мессии - Шабтая Цви. Франкисты, во главе с самим Франком, приняли католицизм, крестным отцом Якова Франка был сам польский король, а рядовые франкисты получили дворянские звания. Франкизм был мистическим учением, и он оказал большое влияние на воззрения Мицкевича. Жена его тоже была из франкистов.
Другие народы Прибалтики сдались немцам и приняли религию своих господ - сначала католицизм а потом, вслед за немецкими баронами, протестантизм, подчинились ордену. А литовцы разбили немцев под Грюнвальдом, до этого разбили и монголо-татар.
Когда недавно в Эстонии был открыт памятник ветеранам СС, латыши прислали на открытие своих представителей, литовцы - нет. Во время войны латыши дали три дивизии СС, эстонцы - одну дивизии, а литовцы - один батальон Импулявичюса. Его послали в Белоруссию на подавление партизанского движения. Через короткое время немецкий командир отослал литовцев назад со словами: «Я просил солдат, а не диких зверей». Кстати, после войны этот Антанас Импулявичюс получил убежище в США как борец за свободу.
То есть литовцы всегда играют свою игру. Думаю, это вскоре проявится в раскладе сил и среди прибалтийских государств, и шире - во всей Восточной и Центральной Европе.
Как вы считаете, забыты ли уже «раны войны»?
Родители моего друга Лейба (о котором я говорил выше) умерли в Израиле, в Кфар Хабаде (хотя сами они не были хасидами-хабадниками), сначала отец, потом мать. Между прочим, в их семье существовал рассказ о родственнике со стороны матери, каком-то каунасском цадике (праведнике). Мать пережила Катастрофу в Каунасе, смогла выжить при ликвидации гетто благодаря этому цадику. Он тоже находился в гетто и всегда говорил ей, где спрятаться... И ей удалось спастись, хотя вокруг прятавшихся евреев ловили и убивали. А когда его самого отправляли в концлагерь, он успел указать ей место, где спрятаться до конца войны.
Я наведывался к ней вплоть до ее смерти. Она была очень стара, ей отказывали память и соображение, но каждый раз первым вопросом при встрече было:
- Лейзер, Литва уже сгорела?
И я ей отвечал:
- Нет еще.
Она говорила:
- Что ж это такое? Куда Всевышний смотрит? Помолитесь, пожалуйста, Лейзер, чтоб я хоть за день до смерти увидела ее горящей.
Но мои молитвы, очевидно, были отвергнуты. И больше всего среди нынешней волны алии меня удивляют латышско-литовско-эстонские патриоты-евреи……..

Андрей Кумаков 22.04.2017 21:49:18

Уж ежели на то пошло, то продолжу изыскания.
Кое-что знаю про КАпицу. Хотя можно и про КапИцу.
Как-то по случаю газетёнка "Еврейский Мир", выходящая в Нью-Йорке, опубликовала список известных советских ученых еврейского происхождения. Один из моих знакомых заметил, что в этот список забыли включить выдающегося физика ХХ века Петра Леонидовича Капицу. На все мои уверения, что Петр Капица - сын генерал-лейтенанта флота не имел и не мог иметь еврейских корней, так как по законам Российской империи даже крещеных евреев не принимали на службу во флот, ответом был железный аргумент: мой оппонент утверждал, что осенью 1941 года он сам слышал по радио выступление Капицы на антифашистском митинге в Москве. Далее он утверждал, что П.Л. Капица произносил свою речь на превосходном идиш, который можно постичь только в еврейской семье. Этот парадокс заинтересовал меня и я обратился к документальным материалам.
Мой оппонент оказался прав, но не во всем. Действительно, 24 августа 1941 года в Москве состоялся антифашистский митинг представителей еврейского народа. Выступления на этом митинге транслировались по радио. На нем с речами выступили известные деятели культуры, такие как Илья Эренбург, Перец Маркиш, Самуил Маршак, Борис Иофан, Соломон Михоэлс и по приглашению последнего Петр Капица. Говорил он, разумеется, на русском языке, а по радио шел перевод его речи на идиш. Нам кажется, что будет небезынтересным привести полный текст его небольшой речи (см., например, "Заметки по еврейской истории", № 26) - ред.) :
"Разрешите мне, русскому ученому, присоединиться к мыслям, высказанным здесь еврейскими писателями, представителями искусств, военными и общественными деятелями. Мировая наука и искусство в своем развитии многим обязана еврейскому народу. В силу исторически сложившихся обстоятельств уже два тысячелетия евреи распылены по всем странам. Поэтому их работа тесно связана с той страной, в которой они живут. Это увеличивает интернациональный характер их творческой деятельности и их влияния на мировой прогресс. Но именно такое положение часто ставит их под угрозу жестоких репрессий. Когда какая-нибудь страна переживает наиболее темный, реакционный период, то власти провоцируют гонения на евреев. Вызывая в массах наружу самые низкие инстинкты, организуя еврейские погромы, они стараются отвлечь внимание народа от истинных причин тяжелого положения страны. Так было в наиболее темные периоды царизма. С этой точки зрения, те гонения на евреев, которые происходят в гитлеровской Германии, показывают, что эта страна переживает сейчас один из самых мрачных и реакционных периодов. Можно с уверенностью сказать, что таких систематических жестоких гонений на евреев, которые происходят сейчас в Германии, не знала история. Даже приспешникам царского правительства в России не хватало смелости провозгласить преследования евреев частью государственной системы. Даже в России все же были такие евреи, которые благодаря завоеванному ими общественному положению и свое работе на пользу мировой культуре и науке (крупнейшие профессора, врачи, писатели) оказывались вне круга преследований еврейства.
Не имеет прецедентов в истории человечества то, что происходило за последнее десятилетие в Германии. Крупнейшие ученые-евреи, как например, Эйнштейн, Франк, Габер, признанные всем миром, увенчанные Нобелевскими премиями, наряду с другими работниками науки и искусства были изгнаны из своего отечества. Особенно поразителен случай с Габером, научная работа которого сыграла такую исключительную роль для Германии в прошлой войне. Без найденного им метода получения азотной кислоты из воздуха Германия в первую империалистическую войну не продержалась бы и года за отсутствием необходимого сырья для взрывчатых веществ. И вот Габер был принужден покинуть Германию и умереть в изгнании. Такой черной неблагодарности страны к своему работнику трудно сыскать в истории
Рассеянные по всему миру, немецкие евреи-изгнанники, после ряда страданий нашедшие себе приют благодаря гостеприимству народов Англии, Америки и других стран, несомненно, чувствуют весь ужас гитлеровского режима. Теперь, когда весь культурный и демократический мир поднялся на решительную борьбу с фашизмом, мы твердо верим, что евреи-ученые всего мира тесно примкнут к этой борьбе и отдадут все свои силы и знания, чтобы избавить мир от гнета фашизма и противостоять стремлениям группы расистских идеологов задавить и уничтожить все остальные народы. Исход этой борьбы несомненен. Мир не может долго терпеть варварства гитлеровской Германии. Чем дружнее мы встанем на эту борьбу, тем скорее она кончится и тем большее количество людей спасем мы от страданий и уничтожения. А ускорение победы зависит от того, насколько полно мы отдадим этой борьбе, где бы и как бы она не происходила".
Нам кажется, что эта проникновенная речь выдающегося ученого и гуманиста не нуждается в комментариях. Вспомним только, что она была произнесена в то время, как немцы уже были под Смоленском и Советский Союз практически один противостоял гигантской военной машине Германии.
Петр Леонидович Капица был свободным человеком в своей несвободной стране, и никакое ЦК не заставило бы его пойти на этот митинг и выступить на нем. Пошел он туда по велению сердца и просьбе своего друга Соломона Михайловича Михоэлса. Мы уже неоднократно писали, что истинные российские интеллектуалы, в особенности те, кто родился до большевистского переворота, антисемитизм воспринимали как нечто вроде венерической болезни и антисемитам было не принято подавать руку.
В воспоминаниях о П.Л. Капице приводится письмо его к матери, которое он написал 30 мая 1933 года из Англии, где он тогда жил и работал: " Сейчас мне приходится иметь дело с немецкими профессорами-евреями, которых вышибали из Германии. Их масса, и им необходимо оказать помощь и приют. Кое-кто приедет к нам на дом на время… Но хуже всего достается не знаменитым профессорам, которых, конечно, всюду с радостью примут, а еврейской молодежи, которая не успела себе сделать научного имени, их положение прямо трагично…" П. Капица не ограничился пустыми стенаниями о трагической судьбе еврейских эмигрантов из фашисткой Германии. Использую свой несомненный научный авторитет, он своими друзьями такими, как П. Эренфест, Л. Стиллард и многими другими начал устраивать изгнанных из Германии молодых еврейских ученых и инженеров в университеты, лаборатории и фирмы Англии, Франции и Америки. Рекомендация или просьба П.Капицы и его друзей-ученых спасла для мировой науки многих выдающихся впоследствии ученых.
О дружбе Капицы с Михоэлсом тепло написано в воспоминаниях вдовы Соломона Михайловича Анастасии Павловны Потоцкой-Михоэлс (см., например, "Заметки по еврейской истории", № 27 - ред.) :
"Вспоминается заздравный тост Михоэлса за Петра Леонидовича Капицу в честь его пятидесятилетия (1944 год И.К.). Соломон Михайлович поднял бокал и сказал:
"Дорогой Петр Леонидович! Моя жена всегда говорит…" Здесь он сделал паузу, от которой у меня побежали мурашки, физик справа налил рюмочку водки, а физик слева - бокал белого вина…" Так вот, - продолжал удовлетворенный всем этим Михоэлс, - моя жена говорит, что никогда не надо пить всю рюмку разом. Если пить ее глотками, то в одной рюмке можно уложить несколько тостов. А кстати подумать и поговорить. Поэтому разрешите мне разделить этот бокал на три глотка и три тоста. О ваших научных достижениях я скажу позже (взгляд в нашу сторону) и начну, прежде всего, с того, что выпью за вас, Петр Леонидович, как за воинствующего гуманиста! Я никогда не забуду ваше замечательное выступление на антифашистском митинге, бесконечно перед вами в долгу, и хотя я немало положил сил для того, чтобы развеять версию о том, что вы - еврей, и добился своей цели, остаюсь вашим должником. Счет, предъявленный вами, - спектакль "Гамлет" на русском языке - оплачу!
Второй мой тост идет из глубины моих собственных недавних переживаний. Дорогой Петр Леонидович, по опыту своему говорю вам: из-за пятидесяти лет не грустите! Выпьем лучше за то, что настоящая молодость приходит с годами!
И, наконец, третий мой глоток - просьба! Дорогой Петр Леонидович, это касается ваших замечательных трудов в области физики, ваших поистине неповторимых достижений. Пожалуйста, создавайте тяжелую воду, переводите жидкость в газ, а твердое тело - во что хотите, только оставьте нам нормальные спиртные напитки. "Как вспоминает Анастасия Павловна, что если первый тост о гуманизме был встречен дружными аплодисментами, тост о молодости - бурными, то третий о спиртных напитках, как тогда писали "бурными аплодисментами, переходящими в овацию".
Из этих воспоминаний следует, откуда родилась легенда о еврейском происхождении П.Л. Капицы. Что же касается постановки "Гамлета" на русском языке, то у этого дела длительная история. Государственный еврейский театр (ГОСЕТ) - любимое детище Соломона Михоэлса, который он создал, которым руководил и в котором играл ведущие роли привлекал не только еврейскую публику. На спектакли Михоэлса ходила публика, не знающая идиш, но их потрясала сама постановка и изумительная игра этого театрального коллектива. Не только Капица, но и многие другие, в частности "советский граф" писатель Алексей Толстой, неоднократно уговаривали Михоэлса сыграть на русском языке, которым выдающийся артист владел мастерски. Наконец, он согласился сыграть "Гамлета" Был уже подобран состав исполнителей: Гамлет - Соломон Михоэлс, королева - Клавдия Половикова, Полоний - Рубен Симонов. Была найдена подходящая сценическая площадка в институте кислорода, но судьбе было неугодно это. Как вспоминает вдова Михоэлса, перед тем трагическим отъездом в Минск в январе 1948 года Соломон Михайлович без всякого предлога позвонил Петру Леонидовичу и сказал ему последние приветственные слова. Что это было необъяснимое предчувствие беды, потребность поговорить с многолетним другом, теперь можно только предполагать. Некоторую разгадку дают показания артиста ГОСЕТа Вениамина Зускина, который был арестован вскоре после злодейского убийства Михоэлса в Минске. Он показал, что Михоэлс много и часто стал говорить о своей близкой смерти. На юбилее Зускина он дарит ему бумажник с запиской, что в случае его смерти Зускин обязан занять его место в театре. Очевидно, великий артист, как высокоорганизованная личность, чувствовал что-то нехорошее. Именно Зускину он показал и прочитал анонимное письмо следующего содержания: "Жидовская образина, ты больно далеко взлетел, как бы головка не слетела…"
По личному указанию Сталина тогдашний министр государственной безопасности Абакумов организовал убийство Михоэлса в Минске 13 января 1948 года. Но до самой смерти тирана имя Михоэлса не давало покоя правящим антисемитам. При подготовке процесса над еврейскими интеллектуалами в конце 40-х следователи МГБ неоднократно пытались связать дружбу Капицы и Михоэлса, как звено шпионских связей, как желание "еврейского буржуазного националиста" Михоэлса получить от выдающегося ученого секретные сведения для передачи их американцам. Путем немыслимых пыток и истязаний они требовали от подследственных признания в том, что способствовали Михоэлсу в общении с крупными советскими учеными в целях шпионажа. Так например, путем длительного мучительства они вырвали у Зускина признание, что благодаря дружбе Капицы с Михоэлсом последний неоднократно бывал в его лаборатории и наблюдал за экспериментами. Но использовать эти вырванные признания на процессе следователи не решились. Они великолепно знали, что даже всесильный Берия ничего не смог сделать с ученым, отказавшимся по моральным соображениям от участия в атомном проекте. Поэтому имя Капицы на процессе не упоминалось.
Возникает вопрос, почему же Капица так уговаривал Михоэлса сыграть именно "Гамлета"? На этот счет интересные соображения высказал писатель Александр Борщаговский. Он считает, что Петр Леонидович Капица, долгое время живший в Англии и страстный поклонник Шекспира, был просто поражен его игрой в ГОСЕТе в роли короля Лира. Капица и предложил необычный для того времени театральный эксперимент - Соломону Михоэлсу сыграть "Гамлета" в ансамбле выдающихся мастеров русского театра. Ничего в актерской природе и мастерстве Михоэлса не могло препятствовать этому. Русская речь Михоэлса была, по воспоминаниям современников, превосходной, лишена малейшего налета книжности, вышколенности, нарочитости, скучной правильности - вся душа артиста была видна в ней. Михоэлс загорелся этой идеей, но многочисленные общественные обязанности главы Еврейского антифашистского комитета все отдаляли и отдаляли эту мечту. Она не покидала Михоэлса в период его длительной поездки в Америку в 1944 году - он не расставался с мыслями о постановке "Гамлета" и поэтому на юбилее Капицы мог смело заявить, что спектакль будет осуществлен. В апреле 1946 года на шекспировской конференции Всесоюзного театрального общества Соломон Михоэлс выступил с интересным докладом под названием "Несыгранные шекспировские роли". В ней он говорил о многих шекспировских персонажах, не только о сыгранном им короле Лире, но и о Гамлете, Шейлоке, Фальстафе, Отелло, Ричарде III. Но главной темой этого доклада был Гамлет, которому и был фактически посвящен этот доклад. В это время Михоэлс все еще надеялся, что он сможет осуществить, подсказанный Капицей проект. Великий артист был убит через полтора года после этой конференции и оставил нам в наследство, к сожалению, не сценический образ, а свое мудрое его истолкование (см. также статью Александра Борщаговского в №8 альманаха "Еврейская Старина" -ред.).
"В чем подвиг Гамлета? - задавал вопрос Михоэлс, собравшимся в зале режиссерам, актерам и шекспироведам и сам же отвечал - В раскрытии страшной правды… Не шпагу требует в самом начале своей борьбы Гамлет. Он не может вступить в бой без доспехов истины. Гамлет ищет истину, именно она, истина, придает силу его шпаге, но чтобы узнать ее, он призывает на службу самое тонкое орудие человеческого познания - искусство лицедея… Гамлет есть раскрытие сокровенного смысла шекспировского творчества. В нем автор собственное свое отношение к искусству и к борьбе. Согласитесь - это произведение чем-то несомненно, автобиографично".
Злодейское убийство Соломона Михоэлса навеки похоронило его мечту о новом доселе небывалом Гамлете, сотворцом которого смело можно назвать выдающегося физика ХХ века Нобелевского лауреата Петра Капицу.
Незадолго до своей смерти Виктор Френкель - сын друга П.Л. Капицы физика-теоретика Я.И. Френкеля опубликовал свои воспоминания о встречах с П.Л. Капицей, которого он знал с детства. Он пишет: "В разговорах Петра Леонидовича со мной довольно часто, по его инициативе, возникала еврейская тема, не очень-то популярная в послевоенное и предперестроечное время… Гений еврейского народа, говорил Капица, особенно впечатляюще воплотился в плеяде физиков-теоретиков ХХ века, прежде всего, конечно, он имел в виду Эйнштейна, добавляя к его имени сначала Борна, Паули, Блоха, Фейнмана, а потом переходя к следующему за ними по классу мастерства физикам - у нас и за рубежом… Вы знаете, я недавно был в ГДР, и меня принял президент их Академии наук. Я его спрашиваю: "Почему у вас в Германии так слабо сейчас развита теоретическая физика?" Он отвечает, что не знает. "А я знаю, - говорю ему. - Потому что вы в 30-е годы выгнали всех еврейских физиков!"
И еще Капица очень ценил еврейский юмор, умение этого народа грустно, а иногда и зло подшутить над самим собой. Он знал уйму еврейских анекдотов, мастерски их рассказывал, причем достигал эффекта, совсем не имитируя акцент".
Виктор Френкель приводит в своих воспоминаниях удачное применение Капицей еврейского юмора. После окончания аспирантуры МГУ зятя Андрея Дмитриевича Сахарова - способного молодого теоретика рекомендовали на работу в институт атомной энергии имени И.В. Курчатова. Директор ИАЭ академик А.П. Александров, дал согласие на прием, подписал соответствующее заявление. Молодого человека поздравили, но, как выяснилось, с поздравлением поспешили. Вопрос о приеме его на работу решили согласовать с отделом кадров, а там категорически высказались против, несмотря на резолюцию директора. Решили обратиться к Петру Леонидовичу. Он согласился поговорить с претендентом. После разговора он сказал ему, пишите заявление и тут же написал резолюцию о приеме. Молодого человека снова поздравляют, но он, наученный горьким опытом, говорит, что поздравления преждевременны. Но ошибся претендент - на сей раз он действительно, стал работать в институте у Капицы. Френкель спросил у Капицы, как это ему удалось? Ведь А.П. Александров занимает столь высокое положение - он трижды Герой Социалистического труда, член ЦК КПСС и прочая, и прочая, и прочая. Капица ответил притчей. Однажды к известному раввину пришло двое молодых людей, только-только вступающих на это поприще. Они хотели получить от заслуженного человека напутствие и наставление. После разговора молодые люди вышли, ободренные из комнаты, но тут вспомнили, что не уточнили у раввина один существенный для них вопрос. Постучавшись, снова вошли и спросили: "Ребе, мы забыли узнать у вас: можно ли нам, став равинами, курить?" - "Нет, - ответил Ребе, - этого делать нельзя". Тут один из молодых людей робко спросил: "Но ведь вы сами, Ребе, курите? Почему?" - "Потому что я ни у кого об этом не спрашивал", - последовал ответ.
При жизни Капицы его институт был единственным в системе Академии Наук СССР, где не было отдела кадров, и сам директор решал вопросы, принимать или не принимать на работу. И зловещей пятой графы для Петра Леонидовича Капицы не существовало.

Яблочный спас 26.04.2017 08:31:27

От меня тоже что-то скрываю... Прям таки чувствую.

Логин
Пароль
Забыли
пароль?
Новости
Иуда же сказал Иисусу:
"А что будут делать крестившиеся во имя Твоё?"
Сказал Иисус:
"Истинно Я говорю тебе, Иуда, что приносящие жертву Сакле творят всякие злые дела. Ты же превзойдёшь их всех, ибо человека, который носит Меня в себе, ты принесёшь в жертву. Уже твой рог вознёсся, и твой гнев наполнился, и твоя звезда закатилась, и твоё сердце захвачено….Вот, тебе рассказано всё. Подними свои глаза, и ты увидишь облако и свет, который в нём, и звёзды, окружающие его, и звезду путеводную. Это твоя звезда".
Иуда же поднял глаза, увидел светлое облако и вошёл в него....И первосвященники роптали, что Он вошёл в комнату Своей молитвы. Были же некие их книжников, наблюдавшие, чтобы схватить Его на молитве, ведь они боялись народа, ибо Он был для них всех как пророк.
И они встретили Иуду, они сказали ему:
"Что делаешь здесь ты?! Ты ученик Иисуса!"
Он же ответил согласно их желанию. И Иуда взял деньги, он предал им Его.
*******************************
/«Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна»/:
И вот стало явным, что было тайно:
Сохранилось случайно
Средь пыльной пергаментной груды
«Евангелие от Иуды»…
Нечто вроде дневника
Любимого Христова ученика…

Видно, совесть у предателей чиста.
Среди них бывают тоже чудо-юды.
Снова вышла биография Христа
В популярном изложении Иуды.
/Роман «Евангелие от Иуды» Генрика Панаса/