Публицистика Написать письмо
Последние публикации
0
ТАНГО... ТАНГО? ТАНГО! 20.04.2016

ТАНГО... ТАНГО? ТАНГО!

Автор: Александр Чистович
Грань 1:
20.04.2016

ПЫТКА И ПАТОКА

Автор: Александр Чистович
Странное дело,  Астор Пьяццолла, воплощающий для неискушенного уха аргентинское танго, на самом деле нанес ему смертельный удар. Среда, где это было сделано, не прощала осквернения подобных святынь, плавилась от сладкого иммигрантского маяния, пахучих стихов на пролетарском лунфардо, призраков чикагских скотобоен, колониальной ветоши и поножовщины, и противилась надругательству над танго как только могла — вплоть до попыток физической расправы. Похоже, Аргентина смирилась с Tango Nuevo последней — когда бунтарю было уже за шестьдесят, а вся планета обрыдалась под Milonga del Angel.
На по­вер­ку вся це­поч­ка ас­со­ци­а­ций, ко­то­рую за­пус­ка­ют пер­вые зву­ки Libertango, ока­зы­ва­ет­ся под­дел­кой: вер­нув­шись в Ар­ген­ти­ну в се­ре­дине 30-х, под­ро­сток Ас­тор Пьяц­цол­ла, сын ита­льян­ских пе­ре­се­лен­цев, охот­нее го­во­рил по-ан­глий­ски, неже­ли по-ис­пан­ски: его от­ро­че­ство про­шло в Ма­лень­кой Ита­лии — ча­сти Ман­х­эт­те­на, где лю­то­ва­ли пред­став­ле­ния несколь­ких си­ци­лий­ских «се­мей» о ве­се­лье и пра­во­су­дии; бан­до­не­он — раз­но­вид­ность гар­мо­ни­ки, чей тембр обывательский слух при­выч­но ре­ги­стри­ру­ет как аутен­тич­но ар­ген­тин­ский, при­шел из немец­кой цер­ков­ной му­зы­ки, а вся зву­ко­вая ма­те­рия тан­го — пыт­ка и па­то­ка — бес­ко­неч­но да­ле­ка от до­воль­но при­ми­тив­ных тан­цу­лек с рас­пе­ва­ни­ем со­мни­тель­ных тек­стов, ко­то­рые под­ра­зу­ме­ва­лись под этим тер­ми­ном на за­ре жан­ра.
Танго проросло с самого дна, где было потно, солоно, каторжно и правдиво: публичные дома, полунищие аррабали, цыганщина, нигерийские ритмы.
Питательная среда, выбродившая в авторскую манеру Пьяццоллы, тоже имеет исключительно сложный состав: это музыка румынских, польских и еврейских мигрантов, которую он мог слышать в Нью-Йорке, медовая отрава джаза, ученичество у венгра Белы Вильда, после имени которого в любой биографии Пьяццоллы следуют слова «...ученика Рахманинова», словно ген «большого пианизма» и сладко колющий сплин могли и вправду передаться через поколение. 
Даль­ше бы­ла ра­бо­та в тан­го-ор­кест­рах, уче­ба у Аль­бер­то Хи­на­сте­ры — круп­ней­ше­го ком­по­зи­то­ра-клас­си­ка, со­че­та­ю­ще­го ака­де­ми­че­скую ин­тел­лек­ту­аль­ность с длин­ным но­жом ар­ген­тин­ско­го гау­чо; бы­ло увле­че­ние кон­тра­пунк­том и со­вре­мен­ны­ми ком­по­зи­тор­ски­ми тех­ни­ка­ми; на­ко­нец — по­езд­ка в Па­риж и уче­ба у ве­ли­кой На­ди Бу­лан­же: ове­ян­ной ле­ген­да­ми пи­фии, в клас­се ко­то­рой, ка­жет­ся, пе­ре­бы­ва­ли все, ко­му суж­де­но бы­ло сде­лать что-то зна­чи­тель­ное в му­зы­ке вто­рой по­ло­ви­ны ве­ка. Она пре­по­да­ва­ла бу­ду­щим джа­зо­вым ко­ри­фе­ям Ку­ин­си Джон­су и Джор­джу Гер­шви­ну, фран­цуз­ско­му ки­но в ли­це Ми­ше­ля Ле­гра­на и Вла­ди­ми­ра Кос­ма и аме­ри­кан­ской «кап­су­ле бу­ду­ще­го» — Фи­ли­пу Глас­су и Ааро­ну Ко­план­ду. При­е­хав во Фран­цию, Пьяц­цол­ла, по ле­ген­де, явил­ся к ней с че­мо­да­ном пар­ти­тур, в ко­то­рых за­мет­ны бы­ли му­зы­каль­ная эру­ди­ция и вкус, но не хва­та­ло «от­пе­чат­ков паль­цев», сво­е­го го­ло­са, без ко­то­ро­го ком­по­зи­тор не мо­жет со­сто­ять­ся. Музыка, которую он играл, преобразила жанр почти до неузнаваемости. Все это — в про­стран­стве Бу­энос-Ай­ре­са с его ду­х­ма­ном, зву­ко­вым си­ба­рит­ством и жгу­чей от­кро­вен­но­стью, и при­прав­ле­но вир­ту­оз­но­стью и ис­крен­но­стью Пьяц­цол­лы-ис­пол­ни­те­ля, ко­то­рые осо­зна­ешь, ко­гда ви­дишь но­ты, где на ме­сте зву­ча­ще­го фей­рвер­ка вы­пи­сан го­лый кар­кас. На вы­хо­де по­лу­чил­ся иде­аль­ный про­дукт мас­скуль­та: без­упреч­ная ми­сти­фи­ка­ция, ко­то­рая, как лю­бое обоб­ще­ние, по­те­ря­ла в аутен­тич­но­сти, но вы­иг­ра­ла в ры­ноч­но­сти, пре­вра­тив­шись в пред­мет ми­ро­во­го по­ме­ша­тель­ства.


Грань 2:
20.04.2016

ПИАНИЗМ ПЬЯЦЦОЛЛЫ

Автор: Александр Чистович


Возврат к списку


Форум для отзывов 6 не существует.

Логин
Пароль
Забыли
пароль?
Новости
Поздравляем нашего и уважаемого и любимого СПАСа с очередной Днюхой!
                                    И (читают по слогам, причём - все):
"Твоё пронзительно углублённое сочетание человеческих качеств, таких, как добро, сочувствие, преданность и сострадание, есть мнение, – твой божественный дар, а не какая-то абстрактная и отвлеченная жизненная находка. Будучи хранителем незыблемых жизненных принципов, с твердым нравственным стержнем, ты, подчас, совершаешь поступки, прислушиваясь к своему сердцу. Так пусть твоя энергия, опыт, знания, душевная чуткость и уверенность в своих действиях сохранятся твоими верными спутниками в жизни, а все твои помыслы и устремления будут направлены на то, чтобы сочетать традиции и новаторство во имя сохранения нашего жизнеутверждающего наследия.
Желаем найти самое ценное, сохранить самое дорогое, отпустить всегда уходящее, простить только несправедливое, забыть всё грустное и приобрести самое-самое лучшее! И запомни: если тебе роют яму – не мешай! Закончат – сделаешь себе бассейн. Если тебе моют кости – благодари, т.к. артроза не будет! Если тебе плюют в спину – гордись: ты – впереди! Если в жизни что-то не клеится – выбрось клей, возьми гвозди и забей на всё!
И пусть каждый прожитой день приносит тебе удачу и всегда становится лучше предыдущего!"
                                                    21.01.2020.     Сосаетники