Публикации Написать письмо
Последние публикации

0
21.05.2012

Дина Рубина тащится в Одессе (от ОБС)

Автор: Александр Чистович
     «Как же я люблю Одессу! Я всегда ее любила по книгам, ни разу в ней не побывав. Стоит ли объяснять,  что значат для литератора  эти имена: Бабель, Олеша, Паустовский, Ильф и Петров?.. Покидая в 90-м Советский Союз, я оплакивала свою несбывшуюся Одессу, так как была уверена, что уже никогда,  никогда... Но колесо Истории вертится исправно. В тяжелом и нищем 93-м меня  уже из Израиля пригласили приехать в Одессу, выступить. И вот  ноябрь; промозглый, обветшавший город, вывернутые лампочки в подъездах, выбитые окна. Первая наша встреча с легендарным городом как-то не заладилась. А может, грустно подумала я, Одессы-то уже и нет: одесситы разъехались, остались дожди, грязь, пустые прилавки? И с этими тяжелыми мыслями я взобралась в вагон пустого, по вечернему  времени, трамвая. И первым делом увидела плакат, на котором была изображена дамочка, перебегающая трамвайные пути. Рисунок был снабжен четверостишием:
"Быть может, мечтая о сцене, о славе,
она отступила от уличных правил,
забыв, что подобная  неосторожность
буквально отрэжет такую возможность!"
 
   Замерев от восторга, я опустила взгляд и на спинке сиденья увидела
 процарапанное: "Все мущины обманщики и притворщики!" и чуть ниже:
"Вы, Розочка, тоже не ангел!"  А уж усевшись и подобрав с сиденья оставленный  газетный лист, немедленно уперлась в бъявление Одесской киностудии:  "Для съемок нового, цветного,  широкоформатного художественного фильма  требуются люди с идиотским выражением лица" и, не успев задохнуться от  проглоченного вопля удачи, тут же прочла в разделе Спортивные новости:   "Вчера в Москве состоялся матч между одесским Черноморцем и местной футбольной командой".
Нет, подумала я, Одесса никуда не уехала, ее не размыли дожди-просто она переживает  очередную эпоху очередной революции. Надо, поняла я, оказаться в одесском трамвае в час пик . И уже на другой день я висела на ступеньке трамвая номер три,  вслушиваясь в перекличку внутри:
 "Соня, ты  вошла? Соня! Она еще как вошла! Она мне уже трижды на ногу наступила!"... Меня подпирал какой-то молодой человек в голубой рубахе, висящий  на подножке. Двери не закрывались, и вожатый время от времени говорил в микрофон: "Ну ты, холубой, поднимись с подножки. Холубой, я ж сейчас не знаю, шо будет. Тебя мамця не узнАет, холубой".  Наконец, он остановил трамвай,  выскочил с обрубком резинового шланга и со всего размаху как треснет по спине молодого человека! Я со страху чуть не свалилась.  Вот, думаю, будет сейчас побоище! Ничуть не бывало. Не выпуская поручней из рук, молодой человек повернул голову в профиль и сказал спокойно: "Не понял юмора!"
   
    
И еще одну прелестную сцену видела я в одесском трамвае. Это был полупустой вагон, и у окна сидели две то ли москвички, то ли петербуржанки. И одна из них громко обсуждала пыльную, грязную и провинциальную Одессу, которая не что иное, как литературный миф. После этих ее слов в вагоне воцарилась тяжелая пауза. Одесситы переглядывались и ждали, кто возьмет соло. Наконец маленький сутулый старичок, меланхолично глядя перед собой, сказал задумчиво: "Да-а-а, коне-е-ечно, Одесса могла понравиться только такомуголодранцу, как Пушкин. Но он здесь полюбил, и ему ответили взаимностью! А вам, мадам, даже если б вы и полюбили здесь кого-то,  ответить взаимностью не смог бы даже такой старый еврей, как я!" И все вздохнули с облегчением, и трамвай покатил дальше. А объявления, одесские объявления!
На дверях одной аптеки я видела целых два. На одном было написано: "Аптека временно закрыта", а на другом, пониже: "Фима, заходи!" И еще одно, на дверях ночной аптеки, нацарапанное от руки: "Слышу! Уже иду!" Вообще, в этот да и в следующие мои приезды со мной в Одессе происходили разные забавные и трогательные случаи и встречи, о которых когда-нибудь расскажу. Но самым страшным впечатлением был мой собственный вечер в Культурном центре. Ну, думала я, одесская публика, конечно, должна быть самой чувствительной к юмору. Выступаю я легко, артистично, рассказываю много смешного и, в общем, не утомляю публику своей прозой. Наградой мне обычно бывает неумолкающий смех аудитории. Но тут... Внимательно и строго глядя на меня, одесситы молча выслушивали всю мою ударную программу. Прошли полчаса. Я поняла, что это провал. Никогда в жизни мне не было так страшно и  одиноко на сцене. Благодаря своему опыту вечной выступальщицы, я дотянула вечер до конца, промямлила какие-то завершающие слова. И тогда из заднего ряда поднялся здоровенный пожилой дядька с лицом персонажа из бабелевского рассказа и вежливо проговорил авторитетным тоном:
"Спасибо! Вы всех нас удовлетворили!"«


Возврат к списку


Чиж 21.05.2012 01:13:12

да, колоритных евреев я там видал
и город зело понравился
а вот рубина категорически не в струю

ВолоденЪка 21.05.2012 08:10:11

В Одессе не был , текст прочитал с удовольствием.

Вий 21.05.2012 08:53:35

Пгостите а кто такая эта Дина Рубина?

Текст понравился.

bubamara 21.05.2012 15:22:01

чижов
/сверлит взглядом/

Александр Чистович 21.05.2012 18:13:45

Текст из Педивикии:
"Дина Ильи́нична Ру́бина‎ род. 19 сентября 1953г.в Ташкенте в семье художника Ильи Давидовича Рубина и учительницы истории. Член Союза писателей СССР (1979), международного ПЕН-клуба, Союза русскоязычных писателей Израиля (1990).
Окончила специализированную музыкальную школу при ташкентской консерватории. Впечатления от «музыкалки» вошли в сборник повестей и рассказов «Уроки музыки».В 1977 году Рубина закончила в ташкентскую консерваторию, преподавала в Институте культуры в Ташкенте.
Первые юношеские произведения Дины Рубиной были опубликованы на страницах журнала «Юность». Литературную известность Дине Рубиной принесла публикация в 1977 году повести "Когда же пойдет снег?..". В ней девочка встречает свою любовь накануне смертельно опасной операции. По этому произведению был снят фильм, поставлены теле- и радиоспектакль, написана пьеса, которая много лет шла на сцене Московского ТЮЗа. В том же году, в возрасте 24 лет, она стала членом Союза писателей — на тот момент самым молодым в стране.
На съемках фильма по повести «Завтра, как обычно» писательница познакомилась со своим вторым мужем, и уехала с ним в Москву. Фильм получился неудачным, но после него Дина Рубина написала одну из лучших своих вещей «Камера наезжает». В Москве писательница жила и работала до отъезда на постоянное место жительство в Израиль в конце 1990 года.
После переезда в Израиль работала литературным редактором в еженедельном литературном приложении «Пятница» к русскоязычной газете «Наша страна».
В эти годы работы Рубиной начинают публиковать российские журналы "Новый мир", "Знамя", "Дружба народов".

Спас 21.05.2012 19:21:18

Короче, типичная прошмандовка.

Марфа Васильная 21.05.2012 21:14:28

Рубину я оценивать особо не могу, читала пару лет назад  "Белую голубку Кордовы". Позитивом осталось в памяти то, что я без конца искала дополнительные источники информации, потому, что в самой книге много цепляющих таких мазков о художниках и реставраторах живописи, очень вкусно выписаны Одесса и некоторые европейские города. И главный герой хорош, ах, хороооош)

Чиж 21.05.2012 21:57:30

Марфа, у неё есть о реставраторах? я заранее падаю, ибо сам

Марфа Васильная 21.05.2012 22:19:19

Я тебе говорю, там такие детали и подробности, я сама не, может поэтому мне даже очень.

Чиж 21.05.2012 22:23:19

а я то очень да

Логин
Пароль
Забыли
пароль?
Новости