Публикации Написать письмо
Последние публикации

0
27.05.2012

ПРО БАБКУ, КОТОРУЮ ПОМНЯТ ДАЖЕ ПУРИТАНЕ (от ОБС)

Автор: Александр Чистович
    Как-то после спектакля «Дальше – тишина» к Раневской подошел поклонник. «Товарищ Раневская, простите, сколько вам лет?»
«В субботу будет сто пятнадцать».
Он остолбенел:
«В такие годы и так играть!»
Ну, как еще должна поступать одинокая пожилая женщина, чтобы сохранить ясный ум и быть интересной для окружающих? Конечно, по всякому, но при этом обязательно сохранять чувство юмора. Конечно, если оно, это самое чувство у тебя имеется. В наличии. Правда, иногда под наплывом старческой иронии Раневская говорила, что «старость –  это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы». Если друзья по актерскому ремеслу надоедали Раневской своими просьбами, добавляя при этом:
«Вы ведь добрый человек, вы не откажете».
«Во мне два человека, – иногда ответила Фаина Георгиевна. – Добрый не может отказать, а второй может. Сегодня я в роли второго».
 
   Говорят, что Раневская постоянно опаздывала на репетиции. Завадскому это надоело, и он попросил актеров: если Раневская еще раз опоздает, просто ее не замечать. Вбегает, запыхавшись, на репетицию Фаина Георгиевна:
«Здравствуйте!»
Все молчат.
«Здравствуйте!»
Никто не обращает внимания.
Она в третий раз:
«Здравствуйте!»
Опять та же реакция.
«Ах, никого нет?! Тогда пойду поссу...»
  
   Однажды Завадский закричал Раневской из зала:
«Фаина, вы своими выходками сожрали весь мой замысел!»
«То-то у меня чувство, будто я наелась говна» – достаточно громко пробурчала Раневская.
   Рина Зеленая рассказывала:
– В  санатории Раневская сидела за столом с каким-то занудой, который все время хаял еду. И суп холодный, и котлеты не соленые, и компот не сладкий. (Может, и вправду.) За завтраком он брезгливо говорил:
«Ну что это за яйца? Смех один. Вот в детстве у моей мамочки, я помню, были яйца!»
«А вы не путаете ее с папочкой?» – осведомилась Раневская.
   В переполненном автобусе, развозившем артистов после спектакля, раздался неприличный звук. Раневская наклонилась к уху соседа и шепотом, но так, чтобы все слышали, выдала:
«Чувствуете, голубчик? У кого-то открылось второе дыхание!»
   Или реплика в театре.
«Извините, Фаина Георгиевна, но вы сели на мой веер!»
«Неужели? То-то мне показалось, что снизу дует.»
 
    Перед Олимпиадой 80-го года в московскую торговлю поступила инструкция: быть особо вежливыми и ни в чем покупателям не отказывать. По этому поводу ходило много анекдотов. Вот один, весьма похожий на быль. Заходит в магазин на Таганке мужчина и спрашивает:
«Мне бы перчатки...»
«Вам какие? Кожаные, замшевые, шерстяные?»
«Мне кожаные.»
«А вам светлые или темные?»
«Черные.»
«Под пальто или под плащ?»
«Под плащ.»
«Хорошо... Принесите, пожалуйста, нам ваш плащ, и мы подберем перчатки нужного цвета и фасона.»
Рядом стоит Раневская и все это слушает. Потом наклоняется к мужчине и театральным шепотом, так, что слышит весь торговый зал, говорит:
«Не верьте, молодой человек! Я им уже и унитаз приволокла, и жопу показывала, а туалетной бумаги все равно нет!»
   Раневская позволяла себе крепкие выражения, и когда ей сделали замечание, что в литературном русском языке нет слова «жопа», она ответила:
«Странно! Слова нет, а жопа есть...»
 
   Некая сотрудница радиокомитета постоянно переживала драмы из-за своих любовных отношений с сослуживцем, которого звали Симой: то она рыдала из-за очередной ссоры, то он ее бросал, то она делала от него аборт... Раневская называла ее «жертва ХераСимы».
Во время оттепели находились наивные люди, всерьез обсуждавшие проблему открытых границ применительно к СССР.
«Фаина Георгиевна, что бы вы сделали, если б вдруг открыли границы?» – спросили у Раневской.»
« Залезла бы на дерево» – ответила та.
Да, но почему?»
«Почему? Затопчут!»– убежденно сказала актриса.
 
   Раневская обедала в ресторане и осталась недовольна и кухней, и обслуживанием.  «Позовите директора» – сказал она, расплатившись.
А когда тот пришел, предложила ему обняться.
«Зачем?» – смутился тот.
«Обнимите меня – повторила Фаина Георгиевна и добавила, – на прощание. Больше вы меня здесь не увидите.»
Когда в Москве, на площади Свердлова, установили памятник Марксу работы Кербеля, Раневская прокомментировала это так:
«А потом они удивляются, откуда берется антисемитизм. Ведь это тройная наглость! В великорусской столице один еврей на площади имени другого еврея ставит памятник третьему еврею!»
 
   В семьдесят лет Раневская вдруг объявила, что вступает в партию.
«Зачем?» – поразились друзья.
«Надо! – твердо сказала Раневская. – Должна же я хоть на старости лет знать, что эта сука Верка Марецкая говорит обо мне на партсобраниях.
   Раневская и Марецкая идут по Тверской. Раневская говорит:
«Тот слепой, которому ты подала монетку, не притворяется, он действительно не видит.» «Почему ты так решила?»
«Он же сказал тебе: "Спасибо, красотка!"
   Раневская со всеми своими домашними и огромным багажом приезжает на вокзал.  «Жалко, что мы не захватили пианино» – говорит Фаина Георгиевна.
«Неостроумно» – замечает кто-то из сопровождавших.
«Действительно, неостроумно – вздыхает Раневская. – Дело в том, что на пианино я оставила все наши билеты.»


Возврат к списку


Александр Чистович 28.05.2012 00:22:06

Раневская Ф.Г., советская актриса театра и кино, народная артистка СССР, трижды лауреат Сталинской премии. Долгожитель, однако.

Лего Букварь 28.05.2012 01:43:43

молодец вы, александр сергеевич, подборка что надо. а вот по поводу орловой, показалось, есть перегиб. думаю, если жизнь размотать из клубка в нитку, у обеих актрис окажется примерно поровну как пиковых ситуаций, так и унылых однообразных длиннот. наверняка неизвестно уже, была ли, в отличие от остроумной ф.р., л.о. всегда пресной тугодумкой. вообще, дух того времени придает шуткам сов. звезд особый шарм.
прочлось с интересом, спасибо. уже похоже на цикл

ВолоденЪка 28.05.2012 08:31:33

Раневскую помню  только по  реплике:Муля, не  нервируй!

Александр Чистович 28.05.2012 11:14:16

"Смех осуществляется при наличии двух величин: смешного объекта и смеющегося субъекта — человека. Между тем комизм определяется не тем и не другим в от дельности, а воздействием объективных данных на человека. «Нельзя понять сущности комического, не исследуя психологию чувства комического, чувства юмора» отзывался М. Каган. Сходно говорит и Ник. Гартман: «Комизм в строго эстетическом смысле не может существовать без юмора субъекта».
Таково вступление В.В. Проппа в его нетленке, озаглавленной "Проблемы комизма и смеха".

Мурка 28.05.2012 16:15:35

Иметь такой несоветский юмор в советском Союзе - это настоящее мужество. И на такое была способна женщина, как это не смешно звучит^__^
Раневская была великая актриса. Спору нет. Жаль, что нет такой второй.

Спас 29.05.2012 23:25:02

ОТЛИЧНО!

Логин
Пароль
Забыли
пароль?
Новости