Публикации Написать письмо
Последние публикации

0
10.01.2013

Несколько слов о числе 62

Автор: Александр Чистович
    Прошедшие пять дней назад 5 января, как следует из Аудиолитовских Новостей, ознаменовали собой горчайший юбилей: исполнилось 62 года со дня смерти Андрея Платоновича Платонова. Прочие и разные профессионалы-современники, трубя трубой как в насморке,  твердили: «гений!», а для широкой публики он едва знаком по фамилии в отличие от Михаила Булгакова. Это печально, но пока все еще Платонову ждать любви широкого круга читателей вроде бы не приходится.
    Платонов мог бы с полным правом сорвать с бронзовой головы М.Горького лавры самого пролетарского писателя эпохи пережитого социализма и водрузить их на свою. Он родился в семье слесаря-железнодорожника и дважды матери-героини в рабочей слободке города Воронежа. Он был первенцем, и это обстоятельство наложило на все его детство тяжелое бремя забот о младших. По словам самого писателя, юности у него не было, взрослая жизнь сразу навалилась на пятнадцатилетнего «капитана карапузов» суровыми мужицкими буднями. Платонов «слесарил» в железнодорожных мастерских, был литейщиком, помощником машиниста паровоза. Красная Армия сильно нуждалась в таком человеке и даже сделала его своим стрелком. По счастью, Гражданская война быстро кончилась, и   Платонов смог доучиться в политехникуме, куда его привела в 1918 году любовь к машинам и мирному электричеству. 
    Хотя, казалось бы, Платонов, как-то далековат от духовной ауры интернет-посиделок нашего времени. Я не берусь утверждать, что дух нашего времени имеет возможность поспорить с его всеразъедающим ироничным взглядом, увидевшим прежде всех некий метафизический, энергетический провал, тектонический сдвиг русской истории. Кстати, интересное замечание: преждевременная смерть от злой чахотки роднит  двух А.П. : Антона Павловича и Андрея Платоновича, помимо их невероятной одаренности… Вот только Платонов стал ответом русского народа на революцию в отличие от Чехова, который знал, что ее не будет.
     Гений масштаба Толстого и Достоевского,  Андрей Платонов как писатель был чистейшим продуктом «советской власти + электрификации всей страны». Советская власть Платонова породила, выпестовала, разочаровалась в нем, боролась и победила. Гений русской словесности был предан сначала анафеме, а затем забвению. По счастливой – хотя, скорее, мистической – случайности он не был предан в промежутке палачу. 
    Однако зарубежная оценка Платонова остается неадекватной. Иосиф Бродский в предисловии к американскому изданию «Котлована» говорил о духе утопии, заключенном в самом языке, и выводил парадоксальную формулу: горе тому народу, на чей язык можно перевести Платонова. Этот разговор продолжается по сегодня. В лексическом содержании платоновской прозы, естественно, присутствуют русско-советские обертоны. И не знаешь, чем тут больше восхищаться: магией слов или глубиной взгляда, разглядевшего — хотя бы и в русском исполнении — смысл времени, истинную метафизику эпохи. Возьмем в качестве примера так называемые современные сексуальные практики, или нынешние способы деторождения, или предполагаемые возможности клонирования.
     Но, что ни говори,  основной тон платоновской прозы— общечеловеческий, выросший из проникновенного углубления в бездну человеческих душ и, если угодно, в загадку самого бытия, в тайну жизни и смерти, гроба тайны роковые.
     У Платонова есть повесть «Такыр», в которой некий человек водит свой народ по пустыне. Библейские ассоциации тут неизбежны: Моисей и иудеи. Разница в том, что Моисей иудеев из пустыни вывел в землю обетованную, а у Платонова земля обетованная и пустыня — одно и то же. Цель странствия в пустыне — пустыня. И читая Платонова невозможно не подумать, что, может быть, экологическая катастрофа это и есть темная, подпольная цель человечества.
    Платоновские герои хотят «пожить в смерти». В социальном масштабе этот психологический вывих реализуется как заворожённость коммунистической утопией, а именно:
     «… – Ах, вы так! - сказал Пиюся и выстроил чекистов, не ожидая часа полуночи. - Коцай их, ребята! - И сам выпустил пулю из нагана в череп ближнего буржуя - Завын-Дувайло. Из головы буржуя вышел тихий пар, а затем проступило наружу волос материнское сырое вещество, похожее на свечной воск, но Дувайло не упал, а сел на свой домашний узел. - Баба, обмотай мне горло свивальником! - с терпением произнес Завын-Дувайло. - У меня там вся душа течет! – И свалился с узла на землю, обняв ее раскинутыми руками и ногами, как хозяин хозяйку. Чекисты ударили из нагана по безгласным, причастившимся вчера буржуям - и буржуи неловко и косо упали, вывертывая сальные шеи до повреждения позвонков. Каждый из них утратил силу ног еще раньше чувства раны, чтобы пуля попала в случайное место и там заросла живым мясом.
Раненый купец Щапов лежал на земле с оскудевшим телом и просил наклонившегося чекиста:
- Милый человек, дай мне подышать - не мучай меня. Позови мне женщину проститься! Либо дай поскорее руку - не уходи далеко, мне жутко одному.
Чекист хотел дать ему свою руку:
- Подержись - ты теперь свое отзвонил!
Щапов не дождался руки и ухватил себе на помощь лопух, чтобы поручить ему свою недожитую жизнь; он не освободил растения до самой потери своей тоски по женщине, с которой хотел проститься, а потом руки его сами упали, больше не нуждаясь в дружбе. Чекист понял и заволновался: с пулей внутри буржуи, как и пролетариат, хотели товарищества, а без пули - любили одно имущество.
Пиюся тронул Завын-Дувайло:
- Где у тебя душа течет - в горле? Я ее сейчас вышибу оттуда!
Пиюся взял шею Завына левой рукой, поудобней зажал ее и упер ниже затылка дуло нагана. Но шея у Завына все время чесалась, и он тер ее о суконный воротник пиджака.
- Да не чешись ты, дурной: обожди, я сейчас тебя царапну!
Дувайло еще жил и не боялся:
- А ты возьми-ка голову мою между ног да зажми, чтоб я криком закричал, а то там моя баба стоит и меня не слышит!
Пиюся дал ему кулаком в щеку, чтоб ощутить тело этого буржуя в последний раз, и Дувайло прокричал жалующимся голосом:
- Машенька, бьют!
Пиюся подождал, пока Дувайло растянет и полностью произнесет слова, а затем дважды прострелил его шею и разжал у себя во рту нагревшиеся сухие десны.
Прокофий выследил издали такое одиночное убийство и упрекнул Пиюсю:
- Коммунисты сзади не убивают, товарищ Пиюся!
Пиюся от обиды сразу нашел свой ум:
- Коммунистам, товарищ Дванов, нужен коммунизм, а не офицерское геройство!.. Вот и помалкивай, а то я тебя тоже на небо пошлю! Всякая блядь хочет красным знаменем заткнуться - тогда у ней, дескать, пустое место сразу честью зарастет... Я тебя пулей сквозь знамя найду!»  (Чевенгур. А. Платонов)



Возврат к списку


Александр Чистович 10.01.2013 18:53:07

Очень бы хотелось, во-первых: чтобы наши уважаемые сосаетники все-таки прочли бы полностью про число "62", а, во-вторых: высказали бы свое мнение не по поводу этого материала, а по тем ощущениям, которые, возможно, возникли или сохранились  у них от чтения платоновской прозы

Шева 10.01.2013 19:09:26

Коротко - охуенно.

Александр Чистович 10.01.2013 19:47:38

Удивительно! За время барражирования в ИНЕТе, а это что-то около 10 лет, что ли, выработался стереотип похуиста. Но, как ни странно не к чужим креативам, а к комментам. А ведь все текущие тексты сосаетников приходится (!!!) , за редким исключением, вычитывать от первого абзаца и до последней буковки. А что касается комментов, то сами догадывааетесь, предварительно сжираю цельный пуд меда, чтоб лучше было. А ведь, ЕБвР, ведь так, порой, хочется высказать то, что чувствует душа!
А в комментах собственных и приходится косвенно указывать на то, не как надо, а на то, к чему , желательно, стремиться.
А мы все только себя слушаем, слушаем, слушаем... читаем, читаем, читаем...
Ой, бялд, а то я выть пойду!

Абдурахман Попов 10.01.2013 19:54:57

Платоновым в юности упивался. Ощущений не упомню хорошенько, может 3де-литература, если коротко. Кстати, по поводу сталинского "Сволочь" - ведь прочитал же Сталин книжку-то! Не с кондачка, не нашептали.

ВолоденЪка 10.01.2013 20:40:25

Платонова начал  читать в армии, тогда  со  стоеросовым оптимизмом  проблем  не было. Сейчас боюсь перечитывать, ранимым стал, как Жачев.
Александр, хорошо про обертоны.
Для  меня язык Платонова полон иронии.Может  поэтому Йосик и резюмировал:сволочь?
Очень тонкая грань между  иронией и тоской.

Александр Чистович 10.01.2013 22:16:30

Ах-х-х, а каков Питюся : "...Пиюся подождал, пока Дувайло растянет и полностью произнесет слова, а затем дважды прострелил его шею и разжал у себя во рту нагревшиеся сухие десны..."

Александр Чистович 11.01.2013 12:58:48

При всем при том надо отдать должное тов. Сталину: он и в самом натуральном виде читал творения многих авторов того самого советского периода.
Но. Надо учесть, что в печатном виде этих авторских трудов было на 2-3 порядка меньше, нежели в наше время.

Человек Эпохи Вырождения 11.01.2013 14:02:40

моё мнение известное - это единственный гений словесности, появившийся в стране развитого социализма.
наверное последний русский гений.

Человек Эпохи Вырождения 11.01.2013 14:23:29

про ощущения в 3Д Попов верно заметил
я бы сказал, пожалуй, что это нечто термоядерное, сверхплотное и мощное. при взрыве - ужасающе красивое.
перейдя на всем понятный язык математики, простой и ясный - это гугол плекс плекс

Человек Эпохи Вырождения 11.01.2013 14:27:05

Платонов, вероятно, самый непризнанный из российских гениев. Тот случай, когда долго душили, потом быстро вознесли, потарахтели, и благополучно отложили в сторону. Всякий уважающий себя литератор с ним знаком. Что-то читал, или что-то слышал всякий уважающий себя читатель. Но людей, у которых он вызвал привязанность и стойкий интерес – ничтожно мало. Платонов умудрился так искусно выложить обычнейшие слова, выкрутить повседневную речь, что оказался сложен для восприятия. Это второй после Достоевского писатель в русской литературе, который умудрился не просто создать «свой язык» (это и есть собственно стиль), а изобрёл нечто, работающее на основе великого языка, подчинённое идее автора настолько, что работать может лишь по его законам, формулам, в отсутствии которых достоинства рискуют уничтожить сами себя. Стиль, как метод непрерывного воздействия, прессинга, стиль как процесс. Язык у Платонова – народный, идеи Платоновские, те, что были выше и того Платона, и нашего паровозных дел мастера с душой ребёнка. Вот уж кто действительно совместил алгебру с гармонией, и создал нечто совершенно новое, сложное, но в то-же время – древнее, как мир, и понятное всем.
Поклонник механики подобрал каждую гайку, всякий винт, колёсико к колёсику, проверил всякий зубец в сложнейшем, и порою нелепом на вид механизме, а затем показал пальцем на чумазого машиниста, и сказал: « всё для него, вот этот добрый человек и есть царь машины, Он сильнейший». И было бы это ясно и понятно, да только Платонов, помолчав, тихо добавляет: «а сильнее его женщина, которая дома ждёт, профессор со скрипкой и маленький мальчик, испугавшийся ночью». Платонов, разобравший язык так же, как и Набоков, со всем тщанием и страстью, подошёл к той же бездне, и тоже заглянул, и, думаю, так же ужаснулся. Но если патриций отошёл от греха, то разночинец смиренно полез, благословясь, разбираться в небесной механике.
Понятия не имею, был ли он атеистом, или наоборот, но более приближенного к «божественной природе» всего сущего, лично я не встречал. Знал ли он, что синтаксис, пунктуация, построение фраз у него аналогичны библейским? А какая разница? Совпадают ли его идеи с христианскими или сократическими? Совершенно не важно. Наверняка совпадений немало. Он метафизичен в крайней степени. Это человек переваривший мир. Не «пропустивший его через себя», по модному выражению, а разгрызший, пережевавший, отравленный и переболевший миром. Удивительное побочное действие болезни – у Платонова нет плохих людей. По настоящему нет. И окончательно несчастных нет. Но зато есть одухотворённые чем-то горним люди. Очень земные при том, которые глупо роют землю, но имеют в башке «возделку сада» по самой первой господней заповеди. И это уникальнейший случай – не умового и лживого гуманизма, со столь же призрачной свободой личности, а Веры в человека и Любовь к нему.
Платонов нашёл в человеке правду. И выписал её самым правдивым языком. Его стиль – лишь средство выражения правды, а не самоцель. Я не удивлюсь, если бы сам Андрей Платонов пожал плечами, и усомнился бы в том, что решал Сверхзадачу. Но по факту – он её решил. Гениально изящным и гениально простым способом, которого не понять.

(с)

Тессен Нюх 11.01.2013 16:43:48

Спасибо, отец

Спас 11.01.2013 18:15:12

Платонов для меня слишком много значит для каментов банальных.

Спас 11.01.2013 18:15:44

Ну и да : спасибо.

Александр Чистович 11.01.2013 23:53:47

Да...
"...Но людей, у которых он вызвал привязанность и стойкий интерес – ничтожно мало..."

allo 12.01.2013 00:04:35

Судя по приведённым тобою отрывкам, Сергеич, язык его настолько хорош, что боюсь, если начну, не смогу после читать остальных.

ВолодэнЪка 12.01.2013 00:17:04

Александр, как  боль от сопереживания и  чувство бессилия что-либо изменить могут  вызвать привязанность и  стойкий  интерес? Вопрос риторический.

Александр Чистович 12.01.2013 00:52:08

Мне просто так думается, что по сравнению с А. Платоновым мы все представляем из себя таких более-менее продвинутых алхимиков. Ищем чего-то там. Хотя методы у нас, возможно и наверняка, более изощренные, нежели у истинных творцов.
Видимо, надо сбросить какую-то собственную кожу, одежду, может быть даже личину, оставив это самое эфемерное, всеми знакомое, но абсолютно неизвестное - душу...
Не знаю.
Вот тут,  у братана на даче нашел книжицу про тайное знание, про каббалу...
И хотя понял не более 0,05 % от того, что там содержалось (адаптирована нашим соотечественником Михайлой Светлым, но этого было достаточно, чтобы маленько так засомневаться в директивных установках на безбожие. м-да.
Не знаю.
Непонятно только одно, каким образом эти самые человеки 6 тыс. лет назад безо всяких подручных средств описать теорию первоначального взрыва, эволюцию всяческих тварей, всяческую оптическую бижутерию, теорию фракталов, которая и возникла-то 20-25 лет назад, ограниченность скорости света, искривление пространства, схлопывание частной вселенной в точку и т.п. и т.д.

Александр Чистович 12.01.2013 00:57:04

А наш выдающийся ЧЭВ все это знал давным-давно, оказывается, о чем на прозеРу в своем эссе Стиль и опубликовал более 2-х лет назад!!!

Человек Эпохи Вырождения 12.01.2013 12:32:45

Володинька, поскольку про интерес написал я ничтожный, то и отвечу: при чём тут боль сопереживания и чувство бессилия в смысле перемен? Речь идёт о литературе, а не всякого рода хуете солженицынской, состоящей из беспомощных светлых чувств, призывов и прочего говнометания в сторону тирании. Платонов этим не занимался.

allo 12.01.2013 12:56:14

ввиду отсутствия, судя по последним комментариям, у Платонова публицистических наклонностей, заочно зауважал его ещё больше.

Человек Эпохи Вырождения 12.01.2013 13:05:14

да нагугли рассказец какой и прочитай. или Котлован, он сравнительно небольшой.

Человек Эпохи Вырождения 12.01.2013 13:09:30

[url=http://flibusta.net/b/43139/read]типа[/url]

ВолодэнЪка 12.01.2013 14:19:20

Чижов,  буревестник ты наш, я когда читаю хорошую литературу  сопереживаю, бывает плачу. Возможно это  говнометание, возможно от аллигатора досталось, не знаю. Тебе с  олимпа  виднее.
Изменить  там, в прошлом ничего нельзя. Поэтому Платонова не  перечитываю, чтоб не расстраиваться понапрасну.

Человек Эпохи Вырождения 12.01.2013 14:27:22

схуяле я вдруг буревестником стал?
вы меня с кем-то путаете(с)
говнометание - это про солженицена и иже с ним литераторов формата чернышевского графа яснопольского,  ваших реакций я не затрагивал
а вот как можно расстраиваться от прекрасной словесности, я и впрямь не понимаю.

ВолодэнЪка 12.01.2013 15:30:58

"Фома Пухов не одарен чувствительностью: он на гробе жены вареную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки"
У нас очевидно  разные  представления о прекрасной  словестности. Язык  Платонова проникновенен и заставляет смотреть на  вещи с другого ракурса. Именно заставляет. Опасный  язык. У меня  был товарищ,музыкант он изъяснялся примерно  также. В  последствии с ума не сошёл. Тут где-то есть рассаз "Болотные огни"

ВолодэнЪка 12.01.2013 15:32:17

сошёл..

Человек Эпохи Вырождения 12.01.2013 15:35:42

мне кажется, что прекрасна любого рода искусство, способное зацепить
словесность в том числе. даже безобразие зачастую прекрасно, если дело касается искусства
напротив совершенным безобразием является скучная поебень, вроде графомании и прочей попсы.

Человек Эпохи Вырождения 12.01.2013 15:36:33

ладно, ругайся красногвардейчик, а я пойду

allo 12.01.2013 19:23:38

не знаю, что мне нужно. как обрезало. всё через усилия огромные. потому что не ново. объём информации задавил способность чувствовать красоту её подачи. наверное у всех так сейчас?
прочёл. спасибо, Антон

Логин
Пароль
Забыли
пароль?
Новости